Средневековая Европа: грязно, голодно, печально

Мы традиционно восхищаемся Европой. Там культурно, высокий уровень жизни и образования, и вообще сыто-пьяно от свободы и демократии. Еще Петр Первый презентовал нам Европу в качестве непреложного образца для подражания не только в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, искусстве и науках, но и в самых что ни на есть бытовых вопросах. Безусловно, у античных греков и римлян имелось чему поучиться. Но не так однозначно хороша была Средневековая Европа, где преобладал идеал монашеского аскетизма.

Средневековая Европа полна противоречий: напряженными были взаимоотношения между Богом и человеком, мужчиной и женщиной, разумом и верой. При этом одним из главных оставалось противоречие между телом и душой. Тело презирали, осуждали и унижали. Христианство проповедовало ничтожность тела и умерщвление плоти. Только душа имела значение. Люди время от времени начинали предаваться буйному веселью, отбиваясь от духовенства с его нескончаемыми запретами. Народ жил между постом и карнавалом.

Со средневековых европейских площадей исчезли стадионы и термы, театры и цирки, которые знала Античность. Христианство выкорчевало из памяти народа даже мысли о банях и ваннах. Фраза «обвиняемый был замечен принимающим баню» стала обыкновенной в отчетах инквизиции как несомненное доказательство ереси. Спустя столетия крестоносцы, ворвавшись на Ближний Восток, поразили арабов своей дикостью и грязью.

Средневековая Европа. Кадр из фильма "Парфюмер".

Средневековая Европа в плену нечистот

Монахи, служившие средневековым людям примером для подражания, беспрестанно усмиряли свою плоть, культивируя аскетические привычки. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «божьими жемчужинами» и считали признаками святости. Христианские проповедники ходили буквально в рванье и вообще никогда не мылись, чтобы сохранить на своем теле святую воду, к которой прикоснулись при крещении.

Средневековая Европа утопала в нечистотах. Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, до середины XIX века вообще не существовало. Гниющие отходы и мусор из домов просто выкидывались за дверь. Мясники забивали скот прямо на улицах и там же потрошили туши, разбрасывая кишки и сливая кровь на тротуары. Вонь распространялась на всю округу.

Девушка в комнате около кровати.

Чуть позднее люди научились перерабатывать отходы. Мочу, например, собирала для обработки кожи и отбеливания ткани, художники замешивали на ней краски, а из костей животных делали муку. Но то, что не подлежало переработке оставалось тлеть на улице.

Единственным спасением был дождь. Но его почему-то считала наказанием Господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь. И по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки.

Если в сельской местности рыли выгребные ямы и использовали их как туалет, то в городах люди ходили по нужде в узеньких переулках и во дворах. А внутри стен, которыми были обнесены города и замки, появились дыры-туалеты. Все просто стекало за стены города. Представьте себе запах, витающий в Средневековой Европе!

В 1280 году в Париже был издан закон, гласивший, что парижане обязаны были трижды прокричать: «Осторожно! Выливаю!», прежде чем плеснуть за окно помои. Тех, кто оказывался внизу, спасали только головные уборы. Жуть, даже романтический ареол мушкетеров Александра Дюма в широкополых шляпах как-то померк.

Старинный флакон духов.

«Лондон – Париж…»

В Париже и в Лондоне дома были деревянные, вымазанные глиной, крытые соломой и тростником. Печных труб не было. Такие жилища едва ли могли защитить обитателей от непогоды. Освещалось помещение в лучшем случае восковыми свечами, а обычно масляными светильниками или лучинами. Голодные, обезображенные оспой, проказой, а позже сифилисом лица горожан выглядывали из окон, затянутых бычьими пузырями.

Изысканным застольем Средневековая Европа тоже не славилась. У простого народа пища состояла из грубых растительных продуктов, таких как горох и желуди. Зубы у всех были в ужасном состоянии, если они вообще еще не выпали. Так что и знать, и простолюдины ели пищу в основном в перемолотом виде. Чаще всего пюре из овощей смешивалось с мукой и яйцами. И вот, собственно, откуда пошли все шипящие, свистящие и прочие «оксфордские акценты» – Think about that…

Мужчина и женщина сидят за столом, из фильма "Парфюмер".

Еще ели кашу. Она была довольно твердой и часто заменяла хлеб. А как разжевать мясо беззубыми челюстями? Его разминали в ступке до кашеобразного состояния. Затем загущали с помощью яиц и муки. А полученную массу обжаривали на вертеле, придавая ей форму вола или овцы. Также иногда поступали и с рыбой: «кашку» заталкивали в искусно стянутую с рыбы кожу, а затем варили или жарили. Ели  руками или в перчатках, чтобы не обжечься. Хлеб часто служил тарелкой, а иногда и ложкой.

Кстати, вода, употребляемая для питья и приготовления пищи, являлась разносчиком всевозможной заразы, в особенности холеры. В Париже водоносы набирали ее прямо из Сены и шли продавать на улицы города. Очевидец писал: «В воду многие красильщики три раза в неделю выливают свою краску…Вся эта часть города пьет омерзительную воду».

Аптека, Средневековая Европа, кадр из фильма "Парфюмер".

Откат в Средневековье

Подводя итог можно смело сказать: антисанитария, болезни и голод — вот лицо Средневековой Европы. Неудивительно, что в семьях из десяти рождающихся детей выживало двое-трое. А при первых родах умирала каждая третья женщина. Да и средняя продолжительность жизни составляла 35-40 лет.

Приводит в изумление другое. Современную высокоразвитую Европу вовсю готовят к деиндустриализации. И совсем не нищие безграмотные монахи проповедуют воздержание от гигиенических процедур (разрешен душ один раз в неделю), повторное использование туалетной бумаги и сокращение пользования электричеством То есть долой отопление, стиральные и посудомоечные машины, бытовые приборы.

На самом высоком уровне планируется переход на вегетарианство и отказ от производства и потребления мяса. А значит снова на столе европейцев окажутся желуди, каштаны и горох. Да еще введены серьезные ограничения на передвижение, общение и даже размножение населения.

Отвратительные грязные дети.

Друзья, заметки про историю быта Европы носят чисто познавательный характер. Но нельзя отрицать, что наше вековое равнение на Европу может сыграть очень злую шутку, если некритично воспринимать все происходящее там. Как бы снова на оказаться вместе с ней в опасном для современного человека Средневековье.

 * Иллюстрации к статье — кадры из фильма «Парфюмер. История одного убийцы».

Читайте еще на нашем сайте: