Ну-ка, кто из вас расскажет о повадках тритонов или об их излюбленных местах обитания, или о количестве ручек-ножек, а быть может ласт… Молчание. И тритон обыкновенный вправе обидеться: «Это же надо, такой игнор. Да я же рядом с вами. Меня даже известные скульпторы увековечивали в мраморе. А вы…» Да, действительно, как-то неудобно получилось.
Хорошо, если кто-нибудь из любителей природы вспомнит, что тритоны относятся к семейству земноводных. Да, вот такой парадокс, если на глазах животное не крутится, то и интереса к нему практически нет.
А на самом деле в толще воды кипит жизнь. Там рождаются, любят, строят карьеры, впадают в забвение, обзаводятся потомством миллионы тритонов. Отдельный род тритонов — Triturus — зоологи разделили на четыре вида: тритоны по умолчанию, малые тритоны, средние тритоны и малоазиатские тритоны. Последние из перечисленных самые редкие и невзрачные на вид.
Про статус, виды и подвиды тритонов в научном сообществе до сих пор ведутся бурные дискуссии. Представляете, как все сложно в водном царстве земноводном государстве. Амфибии задают непростые вопросы.
А тритон обыкновенный в природе очень незаметный
В обычных обстоятельствах тритон обыкновенный действительно малопримечательный. Самые крупные представители семейства достигают 20 сантиметров, а рядовые едва-едва дотягивают до 10-11 сантиметров. Приглядишься к тритону — ничего особенного. Ящерка ящеркой, как правило, серого, бурого или зеленого окраса. Лапки короткие, хвост длинный. Можно, конечно, и исключения поискать. Вот вам, пожалуйста, переднеазиатский тритон. У него шкурка черно-бело-оранжевая. Стильная, но редко встречающаяся.

Тритон обыкновенный ведет преимущественно водный образ жизни. И ощущает на своей неприметной шкурке все плюсы и минусы подобного существования.
Плюсов больше. Это и более разнообразная среда, чем на суше, и возможность без проблем укрыться от хищников, и богатство пищевого рациона.
Из минусов нужно упомянуть обилие хищников и странное свойство воды замерзать в зимний период. Радует только, что тритонов морозы не пугают. Эти земноводные чрезвычайно устойчивы к холоду и умеют впадать в длительную спячку, спрятавшись в укромном месте — под кучей валежника, горой листьев или просто зарывшись в землю.
А вот ранней весной, сразу после пробуждения от спячки, начинается наиболее интересный период в жизни любого уважающего себя тритона.
Другие животные, проснувшись, первым делом начинают есть как не в себя. А тритону нужно другое. А именно, искать пару и размножаться. Из укрытия на земле они направляются к ближайшему водоему, обязательно пресному и со стоячей или слабостоячей водой. Убедившись, что основная масса хищников еще не проснулась или не вылупилась (как личинки хищных насекомых), тритоны приступают к поиску партнера.

Танец весны
Самки делают окрас более ярким и заметным, а самцы отращивают великолепный гребень от затылка до кончика хвоста. Этот гребень пронизан капиллярными сосудами и служит не только для украшения, но и как дополнительный орган дыхания, для того чтобы оставаться под водой подольше. И разглядеть самую красивую самочку.
У разных видов процесс изменения внешнего вида и брачных ритуалов происходит по-разному, но суть похожа. Например, испанские тритоны известны как самые умелые танцоры. Когда самец находит достойную самку, он привлекает ее внимание, направляя воду в ее сторону эротическими волнообразными движениями хвоста. И прерывает этот процесс, лишь чтобы продемонстрировать ей свою клоаку. Если самка заинтересовалась, то движения самца ускоряются, пока хвост не начинает нежно касаться головы партнерши.
Затем самец медленно отплывает, все еще не переставая двигать хвостом, увлекая дамочку следовать за ним. Наконец самец выбрасывает сперматофор (капсулу наполненную сперматозоидами) из клоаки и помогает самке захватить ее своей клоакой. На этом танец любви закончен. Довольные собой и друг другом партнеры расплываются в разные стороны.

Забота о потомстве остается на самке, хотя строго по сути она заключается в распихивании икры по укромным местам. Тритон обыкновенный холода не боится. Но вот икринки — другое дело, так что процесс начинается, лишь когда вода прогреется до 11 градусов.
Те же испанские тритоны подходят к откладыванию икры со всей серьезностью. В день самка приносит примерно по десятку икринок и аккуратно, по одной, прикрепляет их к нижней части листьев подводных растений, зарывает их в мох, прячет между камнями и в пустотах погруженных в воду деревьев. Этот процесс длится 50-100 дней. А количество икринок в итоге может достигать 250 штук. Вылупившихся мальков никто не воспитывает, но они и сами неплохо справляются.

Имя бога
Эй, что там говорили о легендах и статуях?
Знатоки древнегреческой мифологии наверняка вспомнят Тритона, вестника глубин, сына владыки морей Посейдона и Амфитриты. Это был могучий, воинственный бог, отличившийся в боях с гигантами и помогавший аргонавтам в их нелегком плавании. Отец чуть ли не целого народа тритонов, полулюдей-полурыб, составляющих свиту его божественных родителей. Напрашивается вопрос: как столь впечатляющий персонаж связан с тритонами реальными?
Ну… бог Тритон, видимо, очень нравился выдающемуся австрийскому натуралисту Йозефу Николаусу Лауренти, который в 1768 году открыл для науки гребенчатого тритона и решил, что бурая пресноводная ящерка с выпученными глазами заслуживает гордое имя Triton. Что-то же ученому навеяло?
Правда, в 1915 году, название рода пришлось поменять на Triturus, поскольку выяснилось, что Triton к тому моменту был лет 10 как «занят» крупными морскими улитками, открытыми другими учеными. Вот тут, кстати, связь прослеживается. И раковины улиток очень похожи на те, в которые Тритон, по легенде, дул как в рог, повергая врагов в трепет. Земноводные же тритоны носят грозное имя бога, фактически, по чистой случайности.
А еще тритон обыкновенный не был упомянут ни в одном мифе, ни в какой-нибудь стоящей легенде. Только в контексте общей саламандровой семьи.

Я красив, как Аполлон.
Привет от Шекспира
Саламандры по странному стечению обстоятельств ассоциировались только с огнем, так что предпочитающим воду тритонам места там не нашлось. Немного исправил положение Уильям Шекспир, добавив в «Макбет» знаменитую песню ведьм, в которой среди ингредиентов для волшебного варева перечисляется «глаз тритона».
Хотя некоторые исследователи считают, что ведьмы бросали в котел не настоящие части тела животных, а все лишь травы с «зашифрованными» названиями. «Глаз тритона» в этом варианте — всего лишь семечко горчицы. Как-то не очень по-ведьмински, да?
Глаз да глаз
С настоящими глазами тритона связана история еще более мистическая. Дело в том, что глаза тритона практически невозможно уничтожить. Точнее, можно, но те непременно восстанавливаются в лучшем виде. Регенерация у саламандр, а особенно у их личинок — аксолотлей — вообще поражает воображение, но хрусталик глаза — материал уникальный.
Чтобы убедиться наверняка, группа японских и американских биологов проводила исследования в течение 16 лет, регулярно ампутируя группе пойманных тритонов хрусталики и наблюдая за их заживлением. И тритоны продемонстрировали чудеса жизнестойкости.
Они восстанавливали глаза в течении пяти месяцев. Каждый раз.

В них столько глубины и тайны…
Конечно, регенерация — вещь (или навык) суперполезная, но против загрязнения водоемов не помогает. И тритоны в современном мире от этого регулярно страдают. Зато из них получаются хорошие питомцы для домашних аквариумов.
Тритон обыкновенный при правильных условиях способен радовать хозяина десятки лет. Тем более, что не считая легкой ядовитости отдельных видов, тритоны абсолютно безвредны для людей. И даже приносят ощутимую пользу, охотно поедая личинок комаров в теплых водоемах.
С помощью тритонов в некоторых местах избавлялись от малярии, сокращая популяцию летающих кровососов практически до нуля. Разве не стоит отплатить им добром? Крепкий сон, сытный обед и немного чистой воды — все, что нужно для полноценного тритоньего счастья.