Дул сильный ветер. Но солнце светило так ярко, что все вокруг виделось очень резким и контрастным. 1 мая. Весна. Праздник Труда и открытия летнего сезона. Соседи по даче, не видевшие друг друга минимум полгода, встретились, чтобы осуществить торжественный пуск воды по бездействующим в стужу трубам.
Как бы, ура. Старт дан. Однако былого азарта и нарастающего возбуждения не последовало. В этом году членов садового товарищества «Янтарная поляна» было немного. Большая часть дачных домиков еще не дождалась своих немолодых хозяев: недомогания, болезни, упадок сил. Да и былого шашлычного бума среди приехавших огородников не наблюдалось. С некоторой осторожностью люди присматривались к своим участкам и соседям.
Айда на грядки!
Но работа вовсю кипела на участке у Василия и Ольги Пинтосевичей. Им обоим было слегка за пятьдесят. И они считались молодыми собственниками, получившими богатое наследство от родителей. Вполне вероятно, что они останутся «молодыми» до тех пор, пока на дачах будут те, кто еще помнит их школьниками и студентами, приезжающими к родителям на помощь для копания грядок и сбора полновесного урожая.
Как бы то ни было, но полноватая Ольга стрелой носилась по своему еще по-весеннему голому участку. А ее муж радовал глаз членов «Янтарной поляны» алой майкой и новыми шортами, на которых еще не обмялись фабричные складки. В этот майский день хозяйственные супруги решили посадить около домика картошку.
Соседи по даче смотрели на трудовой порыв Пинтосевичей с некоторым недоумением. Но, конечно, с пониманием: «Если силы есть, то почему бы себя картошечкой ранней не побаловать». Но через пару часов в майской тишине раздался надтреснутый ядовитый голос соседки Светланы Львовны: «Вы корнеплоды сажаете неправильно! Так дела не делаются!»
Соседи по даче дают урок
Пинтосевичи синхронно уронили лопатки от неожиданной атаки. А Львовна стала все больше и больше распаляться. И как козырные карты швырять в недоуменные лица супругов неоспоримые доказательства их непроходимой глупости:
- в этот лунный день делать посадки запрещено;
- участок под посадку выбран неверно (слишком солнечный), и для картофеля будет губительно;
- удобрения требуются совсем другие;
- сорта картофеля, которые выбраны для посадки, нерайонированные;
- «и незачем посаженную картошку водой поливать — она и так вырастет, а вот воду вам следует экономить уже в первый день».
Пинтосевичи удрученно молчали. Им даже в голову не могло прийти, что помимо стресса и хамства на работе, они подвергнутся такой злобной обструкции у себя на даче в выходной день.
«Мы так всегда сажали, и наши родители так делали», — пытались защитить свою позицию «молодые» огородники.
«Ну, так у вас ничего никогда и не вырастало, — мгновенно парировала опытная в склоках Светлана Львовна. — В вашем семействе все безрукие да безголовые».
На грубую выволочку Ольга и Василий, впавшие в глубокий ступор, ответить так и не смогли, как и на последующие беспардонные вопросы Светланы:
- о том, как сладко их дочери живется за границей;
- сколько они выручают, сдавая квартиру родителей в краткосрочный наем;
- и когда они собираются менять свой пятнадцатилетний «Форд» на приличную машину.
Повисла неловкая пауза. За этой сценой наблюдали и жадно прислушивались почти все соседи по даче, приехавшие на первомайский Праздник Труда.
Поборница соблюдения высокой культуры земледелия в отдельно взятом садовом товариществе удалилась, не получив ни ответа на свои вопросы, ни скандала, который безуспешно пыталась спровоцировать.
Можно ли вырастить уважение?
Пинтосевичи по инерции продолжили сажать корнеплоды на своем крохотном участке, но интерес к процессу был ими уже полностью утрачен. И даже новая красная майка главы семейства внезапно поблекла. Где-то через час они засобирались домой.
«Алена, вы не подумайте, что мы такие ленивые или белоручки, к труду не приспособленные, но на дачу ездить мы не хотим, — грустно качала мою калитку смущенная Ольга. — Как на зло, каждый год повторяется одно и то же. Соседи по даче замечания как камни в нас кидают: то не так, это не эдак… Ладно, меня и Васю родители в свое время как котят слепых носом тыкали. Ну, это вроде как наука нам была. А сейчас совершенно посторонние люди позволяют себе нас унижать, поучать, ставить «двойки» за поведение. Хотя это — уж точно не их дело. Мы на участках даже заборами не соприкасаемся».
День клонился к закату. Почти все соседи по даче уехали в город. На ночевку остались буквально пару-тройку семейств, у которых в домиках имелись печки. Почему-то стало совсем печально.
Как же мы так живем? Не ценим друг друга, не понимаем. Без разрешения лезем в душу, вешаем удобные для нас ярлыки, скандалим. А потом удивляемся, почему же в нашей жизни так мало тепла, добра, нежности.
Интересуемся судьбой звезд, легко судим поведение Пугачевой и Киркорова. А вот хамоватому соседу дать достойный ответ почему-то боимся. И оправдываем себя тем, что «просто связываться не хотим с дураками».
Соседи по даче и по жизни
Конечно, конфронтация — это не выход, но и свои позиции сдавать без боя не стоит. Почему в угоду крикливым теткам мы выходим из переполненного транспорта, уступаем места в очереди и даже решаем забросить свою законную дачу, лишь бы не отвечать на оскорбительные нападки. Так будет удобно. Но кому? Тебе или скандалисту?
Мы день за днем позволяем нарушать свои личные границы. Враги наглеют, а мы слабеем, болеем и молча, умираем. Я против криков и побоищ, но ведь и поэт Станислав Куняев не случайно обращал внимание, что «добро должно быть с кулаками…». Полагаю, что кулаки предназначены не для агрессивной атаки, но для эффективной защиты. Защиты от чего? Да от ставшей в последнее время доминирующей позиции — «мое мнение верное, а все остальные – неправильные».
Мы все с вами, в каком-то смысле, соседи по даче. Потому что мы — люди. И друг без друга нам не выжить ни в одном месте земного шара. Без сомнений, пару-тройку раз можно промолчать и уступить чужому мнению, пойти на компромисс или сделать вид, что просто не понял сути придирок. Но если терпеть такое годами, то о душевном или, как теперь принято говорить, психо-эмоциональном здоровье говорить не приходится вовсе.
Наша беседа у калитки длилась долго. Ольга на все мои слова согласно кивала головой, и, прощаясь, сказала: «Леночка, знаю тебя столько лет, а вот по душам поговорили первый раз. Спасибо тебе за поддержку и понимание».
Интересно, в каком настроении встретятся вновь мои соседи по даче?.. И какой мы соберем урожай?..